Синтез искусств и арт-терапия. В музее «разрушили литературный центризм»

В Художественном музее Эрнста Неизвестного осуществили деструктивно-конструктивный проект, бывший когда-то мечтой скульптора.

В рамках «Творческих четвергов» была организована площадка проектов «Разрушая литературный центризм», подготовленная совместно с творческим объединением «Литературная гостиная» гимназии № 2.

По словам Татьяны Кочубей, члена Правления Клуба друзей музея и главы «Литературной гостиной», в определённый момент попытка рассматривать мир преимущественно как текст заводит в тупик и становится серьёзным препятствием для творческого поиска.

— Мы поняли, что художественное воплощение идеи может состояться на различных языках искусства, будь то скульптура, музыка или живопись, и решили реализовать эту идею на практике, — уточняет Татьяна Кочубей.

В итоге получилась концепция, основанная на синтезе искусств. В неё вошли мини-выставка школьницы Анны Борисовой (преподаватель – Татьяна Волегова), музыкальные номера на скрипке и фортепиано в исполнении ученицы 5-го класса Надежды Зориной и студента Александра Тедера, показ мультфильма Гарри Бардина, а также разговор о живописи, скульптуре, музыке и художественном слове, в который оказались вовлечены все: от школьников и музейных сотрудников до культурологов.

В таком творческом взаимодействии участники встречи открыли для себя новые аспекты культуры. Сейчас, когда в обществе ценятся, прежде всего, профессионализм и узкая специализация, идеалы «мастеров на все руки», какими были гении эпохи Возрождения или энциклопедисты XVIII века, ушли в прошлое. Однако искусство получило новые функции –терапевтические.

Как отмечает Татьяна Кочубей, не каждый человек, одарённый, к примеру, музыкальным талантом, сможет одновременно с этим и хорошо рисовать. Но его можно учить не столько рисованию, сколько получению удовольствия от самого творческого процесса, пониманию языка искусства, приносящему радость и вдохновение.

Напомним, что первой книгой Эрнста Неизвестного стала работа «О синтезе в искусстве» (1982 г.). Также называется и первая глава сборника эссе скульптора «Кентавр: Эрнст Неизвестный об искусстве, литературе и философии» (1992 г.). В своём исследовании основ культуры автор искал параллели между различными видами творчества, стремясь показать «бесконечность человека» через монументальный синтез. Скульптура была для него не просто «объёмом, брошенным в пространство», но и «процессом бытия во взаимосвязи, отталкивании, взаимопроникновении».

Проект курирует Лев Фадеев, научный сотрудник Художественного музея Эрнста Неизвестного

 

Билеты online

События

Музей — участник «Ночи музеев 2024»

18 мая приглашаем посетить программу «Художники в действии» в рамках акции «Ночь музеев — 2024». Для посетителей мы подготовили массу интересных мероприятий. Гостей музея ждут презентации нескольких выставочных проектов, совместное…